Икона — прообраз идеального человечества

Сбор небесной манны
Икона Андрея Рублева
Сотворение Евы

Икона, или образ, — изображение Самого Бога, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водою: через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами как святая. Писалась икона на доске. Неподвижная, твердая поверхность доски строга и обязательна. Эта твердая поверхность напоминает иконописцу и зрителю об иных твердынях.

Нематериальный мир изображался условными знаками. Золото использовалось не только как символ Божества, но и как средство для создания ощущения мерцающей мистической реальности — не плоскость, не пространство, а что-то зыбкое.

Одежда на иконе — не средство для прикрытия телесной наготы. Одежда — символ. Она — ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей — складки. Характер расположения складок свидетельствует о времени написания иконы. В VIII—XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они свидетельствуют о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV—XVI веках складки рисуют прямые, не очень длинные, сходящиеся под углами. К концу XVI века складки почти прямые, длинные, редкие, через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимбом. Нимб есть изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

На иконе отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Иная реальность — это царство духовности, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые светом, а не освещенные светом.

Другая особенность иконы и фрески в том, что там события даны как выражение идей, истин, живущих под знаком Вечности. Там нет времени как текучести.

Икона — ни в коей степени не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Радость в иконе возвещается золотым цветом и светом. Золото (ассист) символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, Самого Бога. Солнечное золото поглощает зло и мрак мира и побеждает его. Если ассист присутствует на иконе, то тем самым подчеркивается Божественная суть Христа, если отсутствует — то подчеркивается его человеческая сущность.

Идейным и архитектурным центром иконы может быть Иисус Христос или Богоматерь. Их образы символичны. Иисус часто олицетворяет Гармонию, Порядок, Добро, Красоту, Истину, противостоящие раздорам и хаосу. Богоматерь — символ Любви, Добра, милующего Сердца, Защиты человечества от гнева Господня.

Пророки, апостолы, девы олицетворяют добродетели — мудрость, смирение, целомудрие, невинность, чистоту. Это те центры, вокруг которых мир собирается и организуется. Это те точки опоры для человека, благодаря которым он может противостоять скорби мира.

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Заказ в один клик

Я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.